Советы психолога

Как разговаривать с детьми?

Техническая революция и высокая степень занятости работой не оставляют нам возможности уделять достаточного внимания полноценному развитию детей. Компьютеры, телевизоры, приставки, планшеты и многое другое заменяют и даже отнимают родителей и ребенка друг у друга. Как же в наше время воспитывать детей?

Социально-психологическое развитие ребенка происходит непрерывно, каждый год его детства. В течение всего этого времени он усваивает социальный опыт, ценности и установки. Очень важно помнить, что именно в детстве происходит формирование психических процессов, развитие интеллектуальных возможностей и социальное становление.

А то, какой личностью станет ваш ребенок, полностью зависит от вас и его окружения. Ребенок принимает те нормы и ценности, которые преобладают в вашей семье, и в последующем перерабатывает их, изменяет и приспосабливает к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям.

Но, кроме всестороннего развития своего чада, вы должны помнить, что общение между вами – это краеугольный камень взаимодействия ребенка с вами и миром. Так как в наше динамичное время родители слишком мало уделяют времени своим детям, то пусть эти крохи внимания будут хотя бы качественными.

Итак, что же нужно знать занятым родителям? Во-первых, общение сводится не только к вербальному, но и невербальному контакту. К ним относятся мимика, жесты, позы, тактильный контакт. Их важно учитывать при взаимодействии, так как уже в маленьком возрасте дети распознают этот язык общения.

Вот несколько советов.

1. Самая главная и одна из фундаментальных человеческих потребностей –потребность в любви, в нужности другому. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Не за то, что он умный, красивый, спокойный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых фразах:

– «Как хорошо, что ты у меня есть».

– «Как хорошо, что ты у нас родился».

– «Я рад(а) тебя видеть».

– «Ты мне нравишься…».

– «Мне хорошо, когда мы вместе…»

Даже если у вас не получается сказать эти слова, не стоит забывать о тактильном контакте. Обнимать ребенка нужно несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочем, не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, что если вас обняли и сказали ласковое слово просто так, у вас сразу поднимается настроение и появляется энергия для свершений.

2. Не менее важна психологическая поддержка родителей. Это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения с ребенком, повысить или укрепить его самооценку. При недостатке или отсутствии соответствующей поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Для того чтобы выразить поддержку, необходимо:

– опираться на сильные стороны ребенка;

– избегать подчеркивания его промахов;

– показать, что вы довольны поведением ребенком;

– помогать разбивать большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

– вносить юмор во взаимоотношения с ребенком;

– позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;– демонстрировать оптимизм;

– избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

Поддержать можно посредством:

– отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»);

– высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «это действительно прогресс», «я рад(а), твоей помощи», «спасибо», «хорошо, я благодарю тебя», «я рад(а), что ты в этом участвовал», «я рад(а), что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал», «зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо»);

– прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);

– совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним).

3. Что не следует говорить ребенку:

– «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить».

– «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь…, не начнешь…».

– «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше».

– «Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам(а) это сделаю».

– «Делай, как сказано, иначе…».

– «А я предупреждал(а)!!».

– «Чего от тебя ждать?».

– «Из тебя ничего не получится».

– «Я сам(а) знаю, что тебе нужно».

– «Ты еще мал, чтобы делать то, что хочется».

– «Я в твои годы…».

– «Ты всегда (или то же самое – ты никогда)…»

В некоторых из этих фраз ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить) только «если …». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. И поэтому следует избегать таких фраз. Другие же фразы буквально унижают ребенка как личность. Подавляют мотивацию, а иногда и волю.

Не менее важным является проявление ваших собственных чувств и эмоций. Не скрывайте свои слабости, ошибки и неудачи. Многие родители заблуждаются, считая, что должны показывать идеальный пример своему ребенку. Не стоит этого делать, иначе ребенок не научится сочувствию, соучастию. Не научится на вашем примере преодолевать жизненные трудности.

Также не стоит скрывать негативные эмоции по отношению к ребенку, когда вы сердитесь. Однако свое стоит выражать недовольство не ребенком в целом, а его отдельными действиями. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Вот несколько нехитрых советов, которые помогут скорректировать отношения в соответствии с укладом вашей семьи и индивидуальными особенностями ребенка.


Как помочь своему ребенку в процессе подготовки к ГИА

Уважаемые папы и мамы!

Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе, дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни — школьное обучение

Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

Помните! Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

—        в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

—        советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

—        признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

—        извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

—        почаще ставьте себя на его место;

—        всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

—        пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

—        не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

—        сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Советы А.С. Макаренко «Чтобы ребёнок слушался».

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

—        Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.

—        Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

—        Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.

—        Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе.

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

—        к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

—        приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

—        поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

Пять вопросов в конце недели.

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

  1. доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
  2. что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
  3. Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, з ритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких — нет?
  4. Какой из дней запомнился более всего? Почему?
  5. С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Плюсы и минусы, школьного дня.

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше — радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное — увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

Копилка школьных УСПЕХОВ.

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это — «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача — сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и… верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

Дорогие родители!

Со всеми трудностями и вопросами, связанные с воспитанием детей, их адаптацией и пр. Вы можете обращаться к школьному психологу.